Відновлення потужності Т-150К: ремонт турбін та їх реставрація
Колесный трактор Харьковского тракторного завода Т-150К на начальном этапе выпускался с двигателем СМД-60 с турбиной ТКР-11Н1. После модернизации трактор получил атмосферный дизельный двигатель ЯМЗ-236, но зачастую можно встретить тракторы с белорусскими двигателями Д-260 с турбиной К27-61-10. Данные турбины позволяли трактору реализовать тяговые преимущества своих двигателей и справляться с различным сельскохозяйственным оборудованием. Но при выходе из строя турбонаддува, сразу появлялась проблема связанная с пропавшей тягой. Поэтому срочно необходим ремонт турбин для тракторов Т-150К.
Снять турбину с трактора довольно легко и в кустарных условиях, но ремонт турбин для тракторов Т-150К должен производиться только профессионалами. Во-первых, нужна качественная и точная диагностика. Во-вторых, необходимы высокоточные инструменты для разборки с калибровкой и средства для очистки турбины.
С самого начала мастера производят обследование турбины на наличие внешних повреждений. Для этого она очищается и производится визуальный осмотр. Если снаружи повреждений не обнаружено, то подключаются специальные датчики и турбина устанавливается на стенд. Стенд из себя представляет компрессор, который нагнетает воздух под давлением на горячую крыльчатку, и манометр, который снимает показания нагнетаемого давления на выходе из турбины. Помимо этого присутствует датчик, замеряющий обороты крыльчатки. З нього свідчення подаються на комп'ютерну техніку, яка виробляє обчислення виходячи з оборотів турбіни і тиску нагнітається повітря і визначає приблизні обертів двигуна трактора. Потім всі ці показники порівнюються з нормативними та стає зрозуміло, який ремонт турбіннеобхідний. Або настроювання і калібрування, або капітальний.